Дела отмороженные. Отдыхаем зимой на природе с комфортом
Конечно, большинство из нас любит отдыхать в лесах-полях летом. Но оно у нас довольно короткое, а на севере, к примеру, часто холодное. Что же теперь, дома сидеть? Вовсе необязательно, главное – правильно подготовиться к осенне-зимнему туристическому сезону!
Где спать? В машине!
Одной из главных проблем в данном вопросе является сон в морозное время. Не будешь же сидеть у костра всю ночь! Конечно, в рамках данного материала мы рассмотрим разные способы, но наиболее логичный для зимних условий – ночёвка в автомобиле.
Как мы прекрасно знаем, но ещё раз проговорим, спать в заведённой бензиновой машине ни в коем случае нельзя. Выхлоп может «натянуть» в салон, и есть риск не проснуться. Но хотя бы как следует прогреть салон на ночь никто не запрещает. Всё равно будет комфортнее переодеваться и укладываться. Остывает он, правда, зимой очень быстро.
С работающим дизелем всё обстоит не так опасно, но также ничего хорошего. СО2 в выхлопе тоже хватает, плюс современным тяжелотопливным моторам холостые обороты совсем не нравятся. Всё дело в экологических настройках. Двигатель работает на по максимуму обеднённой смеси, а EGR вовсю старается «наловить» как можно больше копоти и запустить её обратно в систему впуска. Это и нагар, и старение масла, и прочие «прелести». И даже если вам не жалко свой дизелёк, на сильном холоде он всё равно не наберёт нужной температуры, и значит из воздуховодов в салоне будет дуть холодненьким!
Если регулярно спите зимой в машине, идеальный вариант – установить «автономку» – салонный «фен», который производит нагрев воздуха. Бывают и жидкостные отопители, греющие сам мотор, включающие вентилятор штатной печки и прогревающие салон, но под наши задачи это мало подходит; «фен» куда эффективней и экономней в плане потребления заряда аккумуляторной энергии.
Европейские родоначальники индустрии Webasto и Eberspacher обойдутся примерно в 50 тыс. рублей за каждую единицу оборудования. Но китайские производители, конечно, давно выпустили свои аналоги, и цена нормального изделия уже в районе 15 тысяч (у совсем дешёвых качество всё-таки может хромать). Можно не подходить к вопросу чересчур глобально (не все же собираются куда-то на Чукотку к экстремальным морозам) и поставить только «фен» из КНР. Не сильно накладно, и ночью точно не замёрзнете.
Про отопление поговорили, но далеко не во всех внедорожниках вообще можно без доработок полноценно переночевать – при складывании заднего дивана не получается ровного пола. Выходом станет приобретение спальника-органайзера, эдакой большой полки-платформы с удобными ящиками. Во-первых, вы получите искомую ровную поверхность для сна. Во-вторых, а точнее – в равных, сможете зонировать багажное пространство и раскладывать полезные мелочи по нишам и ящикам. Это крайне удобно не только во время путешествия, но и в повседневных ситуациях. Сейчас на рынке присутствуют багажные органайзеры для всех популярных внедорожников, но и для редкого автомобиля мастера берутся быстро исполнить спальник на заказ. Цены колеблются в диапазоне 13–20 тыс. рублей в зависимости от сложности исполнения (количество выкатных ящичков и прочие вопросы отделки).
Как ни печально, но и этот очень, казалось бы, удобный вариант не лишён недостатков. Ширина большинства автомобилей такова, что спальное место может быть рассчитано на двух взрослых человек. А если путешествовать с ребёнком? А с двумя? Плюс возникает вопрос с вещами, которые лежат в багажнике. Как правило, их на ночь рассовывают частично в переднюю часть салона, частично под машину. Но последнее зимой нежелательно. Что же делать?
Где спать? На машине!
Вопрос с тем, что весь туристический скарб для сна нужно куда-то убрать, можно решить таким образом, что ничего никуда убирать не придется. Всего-то надо купить и установить палатку на крышу своего автомобиля.
«Всего-то» – это, конечно, некоторая ирония. Такие изделия многим хороши, кроме цены. Сейчас самый простой матерчатый раскладной вариант обойдётся почти в 70 000 рублей. Пластиковые или алюминиевые версии китайского производства по цене переваливают уже хорошенько за сотню. Примерно в районе этой же суммы стоят российские автопалатки с отделкой пластиком. А есть ещё и европейское производство, типа «Autohome». Там можно встретить ценник и 400, и 600 тысяч... Конечно, качество материалов, фурнитуры, различные опции. Но тут, само собой, большую роль и обесценившийся рубль играет.
Наверное, если вы выезжаете раз в год на недельку, то нет смысла рекомендовать покупку какой-либо из разновидностей накрышных палаток. Но если вы всё же претендуете на гордое звание автотуриста и «выкатываетесь» почаще, присмотритесь к ним. Платить-то есть за что. Основное достоинство – быстрая сборка и разборка, а также отсутствие необходимости выбирать ровную, сухую поверхность для разворачивания бивуака. А уж в зимних условиях эти выгоды ценны вдвойне. Ставить лагерь в глубоком снегу, в метель, на ветру, отмерзающими руками... это даже звучит зябко.
Но тут оговоримся, что полностью матерчатые версии для метелей и сильных холодов как раз не особо подходят. Пользователи, в частности, отмечают, что по секторам складывания такая палатка продувается, да и в целом она сделана из нетолстой однослойной ткани, потому не очень тёплая. А если из-за снегопада или внутреннего конденсата произойдёт обмерзание каких-то узлов и частей, могут вообще возникнуть проблемы со складыванием. В общем, такие штуки применимы максимум осенью или совсем мягкой зимой.
Палатка с пластиковой «скорлупой» имеет куда меньше щелей, и за счёт жёсткой крыши лучше сопротивляется снегам-дождям. Плюс сама по себе конструкция прочнее, а потому можно сшить дополнительный накидной тент, что позволит делать палатку двухслойной.
Российские производители вроде «Ястреба» или «Yago», ориентируясь на нашу более северную аудиторию, выпускают специальные утеплённые палатки с дополнительной утолщённой внутренней отделкой. По отзывам, правда, это не то чтобы сильно греет, но избавляет от проблем с конденсатом, что тоже немаловажно для зимнего ночлега.
Кардинально решить вопрос тепла можно, если провести воздуховод от автомобильного «фена» к палатке. Из машины шланг можно вывести просто через окно, а в палатку завести просто через недозастёгнутую молнию (вполне рабочая схема). Но нужно учесть, что в идеале необходимо «поднять» в палатку и пульт управления, а не только сам тёплый воздух. Ведь в регулировании температуры надобность возникнет наверняка. Впрочем, в удлинении проводов тоже никаких чудес не заключается. Потратить немного времени на работы, но спать в тепле – оно очевидно того стоит.
Однако не у всех есть большие машины, позволяющие в них спать. И палатка на крышу всё же по карману не каждому. В этом случае приходится ночевать без какой-либо привязки к автомобилю. Об этом далее и поговорим.
Как спать вне машины?
Начнём, пожалуй, с самого главного – хорошей палатки. Сразу придётся вас немного огорчить: будет тоже достаточно дорого. Нет, присутствуют и не очень разорительные варианты. Но всё же для летней ночёвки в сносных условиях можно отделаться и тысячерублёвой «однослойкой», а с зимним ночлегом этот номер не пройдёт. Палатка, конечно, должна быть уже двухслойной и достаточно «глухой», но при этом всё же с системой вентиляции. Необходим тент с хорошей водоотталкивающей пропиткой, нужна ветрозащитная «юбка», которую для большего уюта можно присыпать землей или снегом. Поскольку осенью и зимой ветры часто сильнее, чем летом, необходимы прочные дуги, хорошие колья, а то и специальные ввёртыши для закрепления «домика» на мёрзлой земле или льду. Конечно, и сама по себе ткань должна быть плотной, хорошо сшитой. Например, по технологии Rip Stop, когда в прошивке используется армированная нить.
Лучше всего, если дно палатки будет высоким и, скажем так, корытообразным: оно сможет противостоять влаге дождей и снегов. В частности, подобным набором характеристик обладает линейка Alexika RONDO, но стоимость там более 25 тысяч рублей. Дорого, но это мировой бренд. Тут полно «тактических» нюансов, связанных с тканями повышенной пожаростойкости, симметричными входами, позволяющими быстро покинуть «жилище» в случае любой опасности и так далее.
Однако есть и варианты попроще. Например, российский производитель HELIOS выпускает зимнюю палатку DELTA Комфорт. Её стенки выполнены в виде тёплого стёганого одеяла, имеется упоминавшаяся необходимая «юбка» от ветра и т. п. При этом цена уже семь с небольшим тысяч.
Встречаются и совсем дорогие (больше 40 тыс. руб.), достаточно уникальные многоцелевые вещи вроде World of Maverick 4 Season Thermal. Эту быстровозводимую палатку можно использовать и как летний шатёр, и как место для сна в тёплое время года, и как утеплённое зимнее жильё. Со всех сторон существуют окна-входы с сетками от комаров и экранами для защиты от ветра, но их можно наглухо застегнуть. Имеется даже закрываемое отверстие под трубу отопителя. Дополнительно можно купить внешний тент, который обеспечивает вспомогательную внутреннюю воздушную прослойку (а значит – дополнительное тепло), ещё лучше защищает от ветра и дождя. А ещё отдельно можно купить утеплённый пол.
Кстати, специальный пол из фольгированного вспененного полиэтилена можно приобрести под любую палатку. Он защитит от промерзания снизу и во время сна, и во время, например, рыбалки. В частности, продаются такие полы и для рыбацких палаток, которые, с некоторой натяжкой, можно назвать универсальными. Прежде всего, они предназначены именно для зимней рыбалки. Подобные палатки всегда достаточно высокие, позволяющие стоять в полный или почти полный рост. Но для сна это недостаток – слишком большой объём, холодно. Учитывая, что некоторые разновидности этих изделий вообще выполнены в однослойном варианте, многоплановость использования достаточно условна. Тем не менее, многие люди всё-таки докупают утеплённое дно и спят в рыбацких палатках. В этой нише весьма популярны быстрораскладывающиеся «кубы», «призмы» и «зонтики» от брендов HELIOS и PREMIER. К их достоинствам можно отнести крепкий, упругий «скелет», способный держать сильный ветер. Из недостатков – они довольно габаритные даже в сложенном виде.
К счастью, для автотуристов вопрос крупноразмерности стоит не столь остро (в рюкзаке тяжести таскать не приходится). Потому многие предпочитают использовать так называемые кемпинговые палатки – большие, с большим тамбуром. Подобные товары – это, например, Maverick Family Comfort, или здоровенные «двухкомнатные» Quechua с целым «залом» посередине. Такой «зал» в некоторой степени заменяет собой шатёр, в нём можно поставить стол, организовать зону питания и посиделок. Достаточно универсальная вещь, но если кто-то хочет спать, а кто-то петь под гитару –лучше, чтобы шатёр был отдельно. Да, опять расходы, но если выезды «аутдор» регулярны, лучше один раз потратиться на что-то приличное.
Про универсальную модель 4 Season Thermal от World of Maverick в этом материале говорилось выше, но вообще этот лидер отрасли имеет в своем арсенале целую линейку отличных разноразмерных туристических шатров Cosmos, Fortuna (а к ней дополнительные пристежные «комнаты» для сна) и т. п. Это продукция высочайшего качества, влаго- и ветростойкая ткань, крепкие «дуги», отличные растяжки, лёгкость сборки и компактность транспортировки. В ассортименте есть версии с полом, под внутреннее отопление (с отверстием для трубы в потолке). Но за качество придётся платить от 40 тыс. и выше.
Для экономии можно взять что-то из линейки Helios, BTrace, здесь ценовая политика куда гуманнее: 10–20 тысяч. Тоже просторные, неплохие тенты, но, конечно, не столь всепогодные. Потоньше дуги и сам материал, ниже влагостойкость. Плюс «Мэверик» делает свои модели многостенными и скруглёнными, что повышает ветрозащиту. И не забываем о фирменной системе быстрого складывания и раскладывания. Отсюда и цена.
Если автомобиль, на которым вы путешествуете, оснащён маркизой, то «шатровый» вопрос можно решить, докупив дополнительные стенки. В частности, к маркизам РИФ таких аксессуаров продаётся очень много и по хорошим ценам, есть даже подстёгивающийся снизу пол. Таким образом, возле машины вы можете фактически создать уютный домик с окошками и дверцами. Более того, сейчас появился новый комбинированный вариант РИФовских изделий этого вида. «Тряпичное укрытие» можно сооружать не вплотную к машине, а стыковать к маркизе. То есть получится, что возле автомобиля у вас сначала будет зона под навесом, но без стенок, где можно, например, готовить во время снега, а уже потом пойдёт закрытое со всех сторон помещение. Суперудобство!
В принципе, шатёр или маркизу со стенками можно использовать и для сна. Но тут опять приходится обратить внимание на необходимость купить влагостойкий, а желательно ещё и фольгированный утеплённый пол. Он ведь в любом случае понадобится. Даже если в «помещении» ночевать никто не собирается, а вы там просто будете сидеть большой компанией, ходить туда-сюда, готовить пищу, внутренняя температура быстро перейдёт в плюс. Снаружи что? Зима. Под ногами что? Снег. И он, естественно, начнет подтаивать, превращаясь во влажную кашу. Так что заострим внимание, что половой вопрос, уж извините за каламбур, в зимнем туризме архиважен.
На чём спать?
Сколько дно палатки или шатра ни утепляй, а подстелить что-то тёплое непосредственно на место сна всё равно придется. Это, в общем, основной аспект. Вопрос комфорта и сохранения здоровья во время зимней ночёвки на природе заключён по большей части не в проблеме холодного воздуха, а как раз в том, что земля стылая. Так что иметь хотя бы самую простую «пенку» – обычный туристический коврик – надо обязательно. Дёшево и сердито, ещё и эффективно. Потратив до тысячи рублей, гарантированно не застудите почки холодной ночью.
Сейчас в продаже есть и коврики с фольгированной поверхностью. Они дадут ещё больше защиты от низкой температуры, исходящей от земли. Всё же, как ни крути, «пена» защищает от промерзания, но даёт не очень много комфорта, и значительно удобнее спать на самонадувающемся коврике. Да и прослойка воздуха спасает от холода получше. Можно вообще совместить оба варианта для пущей надежности: «пенка» и выполнит роль дополнительного барьера холоду, и сохранит «самонадувайку», если вдруг при подготовке спального места вы пропустили ветку, способную проткнуть ткань.
В остальном, даже не очень толстая модель от BTrace за две с небольшим тысячи вполне способна «проглотить» неровности грунта и какие-нибудь небольшие шишки, которые вы не убрали из-под палатки. Сейчас же в продаже появились и коврики потолще, там вообще, считай, перина. Хоть и есть общее поверье, что спать нужно на жёстком, полезно это не всем. После ночёвки на твёрдом грунте иной раз ноют бока, плечи. На хорошем, высоком ковре таких неудобств нет.
Не лишним будет упомянуть и про быстронадуваемые подушечки. Компактная, полезная штука. Продажа как отдельно, так и в комплектах с некоторыми ковриками. Настоящую подушку с собой возить мало кто решается, и надувная – однозначно выход.
А компания High Peak, например, запустила в продажу полноценный матрас со встроенным насосом. Высота в «боевом» состоянии 10 см! То есть можно играть в принцессу на горошине. Шутки шутками, но многие не хотят ездить на природу именно потому, что на простых подстилках спать неудобно и холодно. А тут, почитай, почти кровать.
В принципе, есть и настоящие туристические кровати, но раскладные, конечно. Бывают попроще, по цене около четырёх тысяч (так скажем, просто ткань и ножки, на поверхность, опять же, надо будет кидать «пенку»), а можно взять и в два с лишним раза дороже, утеплённую, мягкую, с трансформацией в шезлонг. Удобство раскладушки в том, что её можно использовать и как скамейку для посиделок у костра, и как дополнительный столик, можно и спать, и присаживаться во время зимней палаточной рыбалки. В конце концов, бывают пожилые люди или люди с лишним весом, которым просто тяжело ложиться на пол для сна, затем вставать. Так что такое приобретение может показаться излишеством лишь на первый взгляд.
Не лишним будет и приобретение утеплённых кемпинговых стульев. На однослойных простеньких моделях даже прохладным летом сидеть неуютно, что уж говорить о холодах, можно отморозить всё ценное. Так что тысяч пять-шесть на хороший складной стул из толстого материала подготовьте. А если добавить ещё парочку тысяч, можно взять кресло HELIOS серии Nisus: технология примерно такова, как будто ваше посадочное место отделано толстым стёганым одеялом. Тепло, приятно.
В чём спать?
Понятное дело, в спальном мешке. Если у вас совсем нет опыта природного ночлега в холодное время года, то обратим особое внимание: никакие толстые одеяла, куртки-пуховики под эти цели не подходят, замёрзнете! Понятно, на холоде спать в нижнем белье вы в любом случае не будете, придётся обзавестись хорошим термобельем. И всё же основное – хороший спальный мешок. Летом-то достаточно простенького, за пару тысяч. Под зиму же надо будет приобрести хотя бы «кокон» тысяч за 5. В данном случае способ использования понятен из названия. Человек как бы «окукливается» в таком мешке, застёгивается наглухо и греется теплом собственного тела. Открытыми остаются практически только нос и рот. Подобные спальники относительно компактны, хотя всё равно в сложенном состоянии места занимают больше, чем летние.
Правда, излишнюю стеснённость любят не все, и для «неженок» фирмы Alexika, BTrace и некоторые другие выпускают толстенные спальники-одеяла. Часто они пуховые (подороже), ещё чаще на синтепоне (подешевле), нередко имеют приятную внутреннюю фланелевую отделку. В этих случаях согревание происходит больше за счёт толщины материала (хотя внутренняя циркуляция телесного тепла всё равно в основе основ), но речи о компактной транспортировке уже вообще не идёт, а цена достигает 15-ти тысяч....
Как обогреться?
Итак, есть у вас хорошая палатка, приличный шатёр, тёплый мешок для сна. Однако при сильном минусе и застолье может стать не в радость, и в мёрзлый спальник лезть удовольствие так себе. Нужен дополнительный обогрев (мы не о спиртном, которое, как известно, создаёт иллюзию, а не реальное тепло).
Кстати, помните, мы говорили, что можно «прокинуть» трубу с горячим воздухом от автомобильного отопителя в палатку на крыше? Имейте в виду, это абсолютно рабочая схема и для наземных палаток и шатров.
Ну а если нет «фена», тут уж люди греются, как могут. Кто-то использует дровяные туристические печурки, но это всё же уходящая натура. Озадачься дровами, берегись пламени, а для маленькой спальной палатки вообще не вариант, ведь отверстия под дымоход в них не бывает.
Сейчас нарождается рынок портативных бензиновых и дизельных отопителей, выполненных по аналогии со всё теми же стационарными автомобильными «фенами». Довольно интересные штуки, но пока редкие. Да и вообще, с ними отдельный разговор: нужно топливо, хороший аккумулятор. Если такую печку ставить внутри шатра или палатки, то нужно обеспечить отвод выхлопных газов таким образом, чтобы их не задувало в палатку. Можно поставить печку снаружи, но тогда точно так же, как и от «фена», установленного в машине, нужно проложить в палатку воздуховод для тёплого воздуха. В общем, нюансов много, это тема на отдельную статью, поэтому в скором времени мы этот вопрос более детально обсудим.
На данный же момент наиболее сбалансированным способом добычи тепла в условиях зимнего бивуака являются газовые туристические обогреватели. Эти компактные штучки работают по единому принципу: отсутствие открытого пламени и распространение тепла за счёт инфракрасного излучения. То есть газ греет не воздух, а специальный элемент, термоволны от которого распространяются на людей и предметы отражением от теплового экрана. В продаже имеются как совсем компактные модели, годные для транспортировки в велосипедных, мотоциклетных, да и пеших походах, так и приборы побольше, которые в рюкзак или кофр уже так просто не поместишь, но зато отопишь полноценный шатёр. Впрочем, даже небольшой инфракрасник способен буквально за несколько минут создать комфортную температуру в двух-трёхместной палатке. Важно при этом понимать, что спать с таким обогревателем категорически нельзя! Он достаточно пожаробезопасен, но сжигает кислород, есть риск угореть! Так что нагрели воздух, с комфортом подготовились ко сну, и выключили прибор. Никак иначе.
Лидеры индустрии – KOVEA, TOURIST – предлагают и универсальные газовые обогреватели, на которых при определённой трансформации можно готовить пищу! Подобные устройства очень пригодятся не только автомобилистам, но также мото- и велопутешественникам, пешеходникам, в общем тем, кто вынужден жёстко ограничивать объём багажа. Примечательно, что все вышеописанные обогреватели работают от стандартных туристических цанговых или резьбовых баллонов, продаваемых почти где угодно. То есть как-то специально решать топливный вопрос нужды нет.
А закончим мы коротким рассказом о достаточно необычном способе получения тепла в походных условиях – каталитических грелках. Эти изделия можно демонстрировать школьникам на уроках физики-химии, чтобы пробудить в них интерес к «волшебству» окружающего мира. Тепло есть, хотя ничего не горит!
Такая грелка представляет собой заполненный ватой стальной резервуар (выглядит как нижняя часть зажигалок Zippo и их аналогов, и точно так же заполняется зажигалочным бензином), сверху на котором располагается маленькая насадка со специальным катализатором. Данный катализатор необходимо немного разогреть открытым огнем, после чего пары бензина будут на нём окисляться, то есть гореть без пламени, выделяя тепло. Поверьте, это действительно работает! В помещении, конечно, плюсовую температуру эта штучка не сделает. Но ей вполне можно периодически отогревать руки, когда, например, зимой пришлось лебедиться, менять пробитое колесо или осуществлять иной ремонт машины. Причём работать такое «волшебство» способно несколько часов подряд. Ещё один способ применения – просушивание перчаток, обуви. При сушке на огне есть риск испортить вещь, а тут всё безопасно.
В общем, возможностей сделать так, чтобы не коченеть в зимних путешествиях, масса. Потратьте немного денег, и в путь!
Где спать? В машине!
Одной из главных проблем в данном вопросе является сон в морозное время. Не будешь же сидеть у костра всю ночь! Конечно, в рамках данного материала мы рассмотрим разные способы, но наиболее логичный для зимних условий – ночёвка в автомобиле.
Как мы прекрасно знаем, но ещё раз проговорим, спать в заведённой бензиновой машине ни в коем случае нельзя. Выхлоп может «натянуть» в салон, и есть риск не проснуться. Но хотя бы как следует прогреть салон на ночь никто не запрещает. Всё равно будет комфортнее переодеваться и укладываться. Остывает он, правда, зимой очень быстро.
С работающим дизелем всё обстоит не так опасно, но также ничего хорошего. СО2 в выхлопе тоже хватает, плюс современным тяжелотопливным моторам холостые обороты совсем не нравятся. Всё дело в экологических настройках. Двигатель работает на по максимуму обеднённой смеси, а EGR вовсю старается «наловить» как можно больше копоти и запустить её обратно в систему впуска. Это и нагар, и старение масла, и прочие «прелести». И даже если вам не жалко свой дизелёк, на сильном холоде он всё равно не наберёт нужной температуры, и значит из воздуховодов в салоне будет дуть холодненьким!
Если регулярно спите зимой в машине, идеальный вариант – установить «автономку» – салонный «фен», который производит нагрев воздуха. Бывают и жидкостные отопители, греющие сам мотор, включающие вентилятор штатной печки и прогревающие салон, но под наши задачи это мало подходит; «фен» куда эффективней и экономней в плане потребления заряда аккумуляторной энергии.
Европейские родоначальники индустрии Webasto и Eberspacher обойдутся примерно в 50 тыс. рублей за каждую единицу оборудования. Но китайские производители, конечно, давно выпустили свои аналоги, и цена нормального изделия уже в районе 15 тысяч (у совсем дешёвых качество всё-таки может хромать). Можно не подходить к вопросу чересчур глобально (не все же собираются куда-то на Чукотку к экстремальным морозам) и поставить только «фен» из КНР. Не сильно накладно, и ночью точно не замёрзнете.
Про отопление поговорили, но далеко не во всех внедорожниках вообще можно без доработок полноценно переночевать – при складывании заднего дивана не получается ровного пола. Выходом станет приобретение спальника-органайзера, эдакой большой полки-платформы с удобными ящиками. Во-первых, вы получите искомую ровную поверхность для сна. Во-вторых, а точнее – в равных, сможете зонировать багажное пространство и раскладывать полезные мелочи по нишам и ящикам. Это крайне удобно не только во время путешествия, но и в повседневных ситуациях. Сейчас на рынке присутствуют багажные органайзеры для всех популярных внедорожников, но и для редкого автомобиля мастера берутся быстро исполнить спальник на заказ. Цены колеблются в диапазоне 13–20 тыс. рублей в зависимости от сложности исполнения (количество выкатных ящичков и прочие вопросы отделки).
Как ни печально, но и этот очень, казалось бы, удобный вариант не лишён недостатков. Ширина большинства автомобилей такова, что спальное место может быть рассчитано на двух взрослых человек. А если путешествовать с ребёнком? А с двумя? Плюс возникает вопрос с вещами, которые лежат в багажнике. Как правило, их на ночь рассовывают частично в переднюю часть салона, частично под машину. Но последнее зимой нежелательно. Что же делать?
Где спать? На машине!
Вопрос с тем, что весь туристический скарб для сна нужно куда-то убрать, можно решить таким образом, что ничего никуда убирать не придется. Всего-то надо купить и установить палатку на крышу своего автомобиля.
«Всего-то» – это, конечно, некоторая ирония. Такие изделия многим хороши, кроме цены. Сейчас самый простой матерчатый раскладной вариант обойдётся почти в 70 000 рублей. Пластиковые или алюминиевые версии китайского производства по цене переваливают уже хорошенько за сотню. Примерно в районе этой же суммы стоят российские автопалатки с отделкой пластиком. А есть ещё и европейское производство, типа «Autohome». Там можно встретить ценник и 400, и 600 тысяч... Конечно, качество материалов, фурнитуры, различные опции. Но тут, само собой, большую роль и обесценившийся рубль играет.
Наверное, если вы выезжаете раз в год на недельку, то нет смысла рекомендовать покупку какой-либо из разновидностей накрышных палаток. Но если вы всё же претендуете на гордое звание автотуриста и «выкатываетесь» почаще, присмотритесь к ним. Платить-то есть за что. Основное достоинство – быстрая сборка и разборка, а также отсутствие необходимости выбирать ровную, сухую поверхность для разворачивания бивуака. А уж в зимних условиях эти выгоды ценны вдвойне. Ставить лагерь в глубоком снегу, в метель, на ветру, отмерзающими руками... это даже звучит зябко.
Но тут оговоримся, что полностью матерчатые версии для метелей и сильных холодов как раз не особо подходят. Пользователи, в частности, отмечают, что по секторам складывания такая палатка продувается, да и в целом она сделана из нетолстой однослойной ткани, потому не очень тёплая. А если из-за снегопада или внутреннего конденсата произойдёт обмерзание каких-то узлов и частей, могут вообще возникнуть проблемы со складыванием. В общем, такие штуки применимы максимум осенью или совсем мягкой зимой.
Палатка с пластиковой «скорлупой» имеет куда меньше щелей, и за счёт жёсткой крыши лучше сопротивляется снегам-дождям. Плюс сама по себе конструкция прочнее, а потому можно сшить дополнительный накидной тент, что позволит делать палатку двухслойной.
Российские производители вроде «Ястреба» или «Yago», ориентируясь на нашу более северную аудиторию, выпускают специальные утеплённые палатки с дополнительной утолщённой внутренней отделкой. По отзывам, правда, это не то чтобы сильно греет, но избавляет от проблем с конденсатом, что тоже немаловажно для зимнего ночлега.
Кардинально решить вопрос тепла можно, если провести воздуховод от автомобильного «фена» к палатке. Из машины шланг можно вывести просто через окно, а в палатку завести просто через недозастёгнутую молнию (вполне рабочая схема). Но нужно учесть, что в идеале необходимо «поднять» в палатку и пульт управления, а не только сам тёплый воздух. Ведь в регулировании температуры надобность возникнет наверняка. Впрочем, в удлинении проводов тоже никаких чудес не заключается. Потратить немного времени на работы, но спать в тепле – оно очевидно того стоит.
Однако не у всех есть большие машины, позволяющие в них спать. И палатка на крышу всё же по карману не каждому. В этом случае приходится ночевать без какой-либо привязки к автомобилю. Об этом далее и поговорим.
Как спать вне машины?
Начнём, пожалуй, с самого главного – хорошей палатки. Сразу придётся вас немного огорчить: будет тоже достаточно дорого. Нет, присутствуют и не очень разорительные варианты. Но всё же для летней ночёвки в сносных условиях можно отделаться и тысячерублёвой «однослойкой», а с зимним ночлегом этот номер не пройдёт. Палатка, конечно, должна быть уже двухслойной и достаточно «глухой», но при этом всё же с системой вентиляции. Необходим тент с хорошей водоотталкивающей пропиткой, нужна ветрозащитная «юбка», которую для большего уюта можно присыпать землей или снегом. Поскольку осенью и зимой ветры часто сильнее, чем летом, необходимы прочные дуги, хорошие колья, а то и специальные ввёртыши для закрепления «домика» на мёрзлой земле или льду. Конечно, и сама по себе ткань должна быть плотной, хорошо сшитой. Например, по технологии Rip Stop, когда в прошивке используется армированная нить.
Лучше всего, если дно палатки будет высоким и, скажем так, корытообразным: оно сможет противостоять влаге дождей и снегов. В частности, подобным набором характеристик обладает линейка Alexika RONDO, но стоимость там более 25 тысяч рублей. Дорого, но это мировой бренд. Тут полно «тактических» нюансов, связанных с тканями повышенной пожаростойкости, симметричными входами, позволяющими быстро покинуть «жилище» в случае любой опасности и так далее.
Однако есть и варианты попроще. Например, российский производитель HELIOS выпускает зимнюю палатку DELTA Комфорт. Её стенки выполнены в виде тёплого стёганого одеяла, имеется упоминавшаяся необходимая «юбка» от ветра и т. п. При этом цена уже семь с небольшим тысяч.
Встречаются и совсем дорогие (больше 40 тыс. руб.), достаточно уникальные многоцелевые вещи вроде World of Maverick 4 Season Thermal. Эту быстровозводимую палатку можно использовать и как летний шатёр, и как место для сна в тёплое время года, и как утеплённое зимнее жильё. Со всех сторон существуют окна-входы с сетками от комаров и экранами для защиты от ветра, но их можно наглухо застегнуть. Имеется даже закрываемое отверстие под трубу отопителя. Дополнительно можно купить внешний тент, который обеспечивает вспомогательную внутреннюю воздушную прослойку (а значит – дополнительное тепло), ещё лучше защищает от ветра и дождя. А ещё отдельно можно купить утеплённый пол.
Кстати, специальный пол из фольгированного вспененного полиэтилена можно приобрести под любую палатку. Он защитит от промерзания снизу и во время сна, и во время, например, рыбалки. В частности, продаются такие полы и для рыбацких палаток, которые, с некоторой натяжкой, можно назвать универсальными. Прежде всего, они предназначены именно для зимней рыбалки. Подобные палатки всегда достаточно высокие, позволяющие стоять в полный или почти полный рост. Но для сна это недостаток – слишком большой объём, холодно. Учитывая, что некоторые разновидности этих изделий вообще выполнены в однослойном варианте, многоплановость использования достаточно условна. Тем не менее, многие люди всё-таки докупают утеплённое дно и спят в рыбацких палатках. В этой нише весьма популярны быстрораскладывающиеся «кубы», «призмы» и «зонтики» от брендов HELIOS и PREMIER. К их достоинствам можно отнести крепкий, упругий «скелет», способный держать сильный ветер. Из недостатков – они довольно габаритные даже в сложенном виде.
К счастью, для автотуристов вопрос крупноразмерности стоит не столь остро (в рюкзаке тяжести таскать не приходится). Потому многие предпочитают использовать так называемые кемпинговые палатки – большие, с большим тамбуром. Подобные товары – это, например, Maverick Family Comfort, или здоровенные «двухкомнатные» Quechua с целым «залом» посередине. Такой «зал» в некоторой степени заменяет собой шатёр, в нём можно поставить стол, организовать зону питания и посиделок. Достаточно универсальная вещь, но если кто-то хочет спать, а кто-то петь под гитару –лучше, чтобы шатёр был отдельно. Да, опять расходы, но если выезды «аутдор» регулярны, лучше один раз потратиться на что-то приличное.
Про универсальную модель 4 Season Thermal от World of Maverick в этом материале говорилось выше, но вообще этот лидер отрасли имеет в своем арсенале целую линейку отличных разноразмерных туристических шатров Cosmos, Fortuna (а к ней дополнительные пристежные «комнаты» для сна) и т. п. Это продукция высочайшего качества, влаго- и ветростойкая ткань, крепкие «дуги», отличные растяжки, лёгкость сборки и компактность транспортировки. В ассортименте есть версии с полом, под внутреннее отопление (с отверстием для трубы в потолке). Но за качество придётся платить от 40 тыс. и выше.
Для экономии можно взять что-то из линейки Helios, BTrace, здесь ценовая политика куда гуманнее: 10–20 тысяч. Тоже просторные, неплохие тенты, но, конечно, не столь всепогодные. Потоньше дуги и сам материал, ниже влагостойкость. Плюс «Мэверик» делает свои модели многостенными и скруглёнными, что повышает ветрозащиту. И не забываем о фирменной системе быстрого складывания и раскладывания. Отсюда и цена.
Если автомобиль, на которым вы путешествуете, оснащён маркизой, то «шатровый» вопрос можно решить, докупив дополнительные стенки. В частности, к маркизам РИФ таких аксессуаров продаётся очень много и по хорошим ценам, есть даже подстёгивающийся снизу пол. Таким образом, возле машины вы можете фактически создать уютный домик с окошками и дверцами. Более того, сейчас появился новый комбинированный вариант РИФовских изделий этого вида. «Тряпичное укрытие» можно сооружать не вплотную к машине, а стыковать к маркизе. То есть получится, что возле автомобиля у вас сначала будет зона под навесом, но без стенок, где можно, например, готовить во время снега, а уже потом пойдёт закрытое со всех сторон помещение. Суперудобство!
В принципе, шатёр или маркизу со стенками можно использовать и для сна. Но тут опять приходится обратить внимание на необходимость купить влагостойкий, а желательно ещё и фольгированный утеплённый пол. Он ведь в любом случае понадобится. Даже если в «помещении» ночевать никто не собирается, а вы там просто будете сидеть большой компанией, ходить туда-сюда, готовить пищу, внутренняя температура быстро перейдёт в плюс. Снаружи что? Зима. Под ногами что? Снег. И он, естественно, начнет подтаивать, превращаясь во влажную кашу. Так что заострим внимание, что половой вопрос, уж извините за каламбур, в зимнем туризме архиважен.
На чём спать?
Сколько дно палатки или шатра ни утепляй, а подстелить что-то тёплое непосредственно на место сна всё равно придется. Это, в общем, основной аспект. Вопрос комфорта и сохранения здоровья во время зимней ночёвки на природе заключён по большей части не в проблеме холодного воздуха, а как раз в том, что земля стылая. Так что иметь хотя бы самую простую «пенку» – обычный туристический коврик – надо обязательно. Дёшево и сердито, ещё и эффективно. Потратив до тысячи рублей, гарантированно не застудите почки холодной ночью.
Сейчас в продаже есть и коврики с фольгированной поверхностью. Они дадут ещё больше защиты от низкой температуры, исходящей от земли. Всё же, как ни крути, «пена» защищает от промерзания, но даёт не очень много комфорта, и значительно удобнее спать на самонадувающемся коврике. Да и прослойка воздуха спасает от холода получше. Можно вообще совместить оба варианта для пущей надежности: «пенка» и выполнит роль дополнительного барьера холоду, и сохранит «самонадувайку», если вдруг при подготовке спального места вы пропустили ветку, способную проткнуть ткань.
В остальном, даже не очень толстая модель от BTrace за две с небольшим тысячи вполне способна «проглотить» неровности грунта и какие-нибудь небольшие шишки, которые вы не убрали из-под палатки. Сейчас же в продаже появились и коврики потолще, там вообще, считай, перина. Хоть и есть общее поверье, что спать нужно на жёстком, полезно это не всем. После ночёвки на твёрдом грунте иной раз ноют бока, плечи. На хорошем, высоком ковре таких неудобств нет.
Не лишним будет упомянуть и про быстронадуваемые подушечки. Компактная, полезная штука. Продажа как отдельно, так и в комплектах с некоторыми ковриками. Настоящую подушку с собой возить мало кто решается, и надувная – однозначно выход.
А компания High Peak, например, запустила в продажу полноценный матрас со встроенным насосом. Высота в «боевом» состоянии 10 см! То есть можно играть в принцессу на горошине. Шутки шутками, но многие не хотят ездить на природу именно потому, что на простых подстилках спать неудобно и холодно. А тут, почитай, почти кровать.
В принципе, есть и настоящие туристические кровати, но раскладные, конечно. Бывают попроще, по цене около четырёх тысяч (так скажем, просто ткань и ножки, на поверхность, опять же, надо будет кидать «пенку»), а можно взять и в два с лишним раза дороже, утеплённую, мягкую, с трансформацией в шезлонг. Удобство раскладушки в том, что её можно использовать и как скамейку для посиделок у костра, и как дополнительный столик, можно и спать, и присаживаться во время зимней палаточной рыбалки. В конце концов, бывают пожилые люди или люди с лишним весом, которым просто тяжело ложиться на пол для сна, затем вставать. Так что такое приобретение может показаться излишеством лишь на первый взгляд.
Не лишним будет и приобретение утеплённых кемпинговых стульев. На однослойных простеньких моделях даже прохладным летом сидеть неуютно, что уж говорить о холодах, можно отморозить всё ценное. Так что тысяч пять-шесть на хороший складной стул из толстого материала подготовьте. А если добавить ещё парочку тысяч, можно взять кресло HELIOS серии Nisus: технология примерно такова, как будто ваше посадочное место отделано толстым стёганым одеялом. Тепло, приятно.
В чём спать?
Понятное дело, в спальном мешке. Если у вас совсем нет опыта природного ночлега в холодное время года, то обратим особое внимание: никакие толстые одеяла, куртки-пуховики под эти цели не подходят, замёрзнете! Понятно, на холоде спать в нижнем белье вы в любом случае не будете, придётся обзавестись хорошим термобельем. И всё же основное – хороший спальный мешок. Летом-то достаточно простенького, за пару тысяч. Под зиму же надо будет приобрести хотя бы «кокон» тысяч за 5. В данном случае способ использования понятен из названия. Человек как бы «окукливается» в таком мешке, застёгивается наглухо и греется теплом собственного тела. Открытыми остаются практически только нос и рот. Подобные спальники относительно компактны, хотя всё равно в сложенном состоянии места занимают больше, чем летние.
Правда, излишнюю стеснённость любят не все, и для «неженок» фирмы Alexika, BTrace и некоторые другие выпускают толстенные спальники-одеяла. Часто они пуховые (подороже), ещё чаще на синтепоне (подешевле), нередко имеют приятную внутреннюю фланелевую отделку. В этих случаях согревание происходит больше за счёт толщины материала (хотя внутренняя циркуляция телесного тепла всё равно в основе основ), но речи о компактной транспортировке уже вообще не идёт, а цена достигает 15-ти тысяч....
Как обогреться?
Итак, есть у вас хорошая палатка, приличный шатёр, тёплый мешок для сна. Однако при сильном минусе и застолье может стать не в радость, и в мёрзлый спальник лезть удовольствие так себе. Нужен дополнительный обогрев (мы не о спиртном, которое, как известно, создаёт иллюзию, а не реальное тепло).
Кстати, помните, мы говорили, что можно «прокинуть» трубу с горячим воздухом от автомобильного отопителя в палатку на крыше? Имейте в виду, это абсолютно рабочая схема и для наземных палаток и шатров.
Ну а если нет «фена», тут уж люди греются, как могут. Кто-то использует дровяные туристические печурки, но это всё же уходящая натура. Озадачься дровами, берегись пламени, а для маленькой спальной палатки вообще не вариант, ведь отверстия под дымоход в них не бывает.
Сейчас нарождается рынок портативных бензиновых и дизельных отопителей, выполненных по аналогии со всё теми же стационарными автомобильными «фенами». Довольно интересные штуки, но пока редкие. Да и вообще, с ними отдельный разговор: нужно топливо, хороший аккумулятор. Если такую печку ставить внутри шатра или палатки, то нужно обеспечить отвод выхлопных газов таким образом, чтобы их не задувало в палатку. Можно поставить печку снаружи, но тогда точно так же, как и от «фена», установленного в машине, нужно проложить в палатку воздуховод для тёплого воздуха. В общем, нюансов много, это тема на отдельную статью, поэтому в скором времени мы этот вопрос более детально обсудим.
На данный же момент наиболее сбалансированным способом добычи тепла в условиях зимнего бивуака являются газовые туристические обогреватели. Эти компактные штучки работают по единому принципу: отсутствие открытого пламени и распространение тепла за счёт инфракрасного излучения. То есть газ греет не воздух, а специальный элемент, термоволны от которого распространяются на людей и предметы отражением от теплового экрана. В продаже имеются как совсем компактные модели, годные для транспортировки в велосипедных, мотоциклетных, да и пеших походах, так и приборы побольше, которые в рюкзак или кофр уже так просто не поместишь, но зато отопишь полноценный шатёр. Впрочем, даже небольшой инфракрасник способен буквально за несколько минут создать комфортную температуру в двух-трёхместной палатке. Важно при этом понимать, что спать с таким обогревателем категорически нельзя! Он достаточно пожаробезопасен, но сжигает кислород, есть риск угореть! Так что нагрели воздух, с комфортом подготовились ко сну, и выключили прибор. Никак иначе.
Лидеры индустрии – KOVEA, TOURIST – предлагают и универсальные газовые обогреватели, на которых при определённой трансформации можно готовить пищу! Подобные устройства очень пригодятся не только автомобилистам, но также мото- и велопутешественникам, пешеходникам, в общем тем, кто вынужден жёстко ограничивать объём багажа. Примечательно, что все вышеописанные обогреватели работают от стандартных туристических цанговых или резьбовых баллонов, продаваемых почти где угодно. То есть как-то специально решать топливный вопрос нужды нет.
А закончим мы коротким рассказом о достаточно необычном способе получения тепла в походных условиях – каталитических грелках. Эти изделия можно демонстрировать школьникам на уроках физики-химии, чтобы пробудить в них интерес к «волшебству» окружающего мира. Тепло есть, хотя ничего не горит!
Такая грелка представляет собой заполненный ватой стальной резервуар (выглядит как нижняя часть зажигалок Zippo и их аналогов, и точно так же заполняется зажигалочным бензином), сверху на котором располагается маленькая насадка со специальным катализатором. Данный катализатор необходимо немного разогреть открытым огнем, после чего пары бензина будут на нём окисляться, то есть гореть без пламени, выделяя тепло. Поверьте, это действительно работает! В помещении, конечно, плюсовую температуру эта штучка не сделает. Но ей вполне можно периодически отогревать руки, когда, например, зимой пришлось лебедиться, менять пробитое колесо или осуществлять иной ремонт машины. Причём работать такое «волшебство» способно несколько часов подряд. Ещё один способ применения – просушивание перчаток, обуви. При сушке на огне есть риск испортить вещь, а тут всё безопасно.
В общем, возможностей сделать так, чтобы не коченеть в зимних путешествиях, масса. Потратьте немного денег, и в путь!